Миасский городской краеведческий музей
Открытки

Кто не знаком с небольшим кусочком бумаги, на одной стороне которого напечатана репродукция или фотография, а другая оставлена для адреса и текста письма, - открыткой? Пожалуй, мало кто в тех или иных случаях жизни, не использует открытки по их прямому назначению, то есть как средство почтовой связи - простое, удобное и вместе с тем красивое.

В одном из французских журналов XVIII века, сообщается о том, что по инициативе гравера Дэмезона по почте пересылались гравированные карточки, часто с текстом, как приветствия и поздравления по самым различным случаям. Известны также русские гравированные карточки типа позднейших визитных, на которых оставлялось место для автографа владельца.

Серийные открытки начали выпускать лишь в 1861 году в Австрии. Они были величиною 83х123 мм, и назывались "карточки для корреспонденций".

В 1871 году в России были утверждены "Временные постановления по почтовой части". Так были узаконены открытые письма в нашем государстве. Первые открытки не были иллюстрированы, на одной стороне оставалось место для марок, и были напечатаны почтовые правила: об оплате открытого письма соответствующей маркой, и о непозволительности написания чего-либо, кроме адреса. Другая сторона (с 1904 г.) была отведена для письменного сообщения с надписью: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Первые открытки различались по цене и цвету: черные предназначались для городских и иногородних отправлений, коричневые - только для городских, зеленые - только для иногородних.

В 1878 г. на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был принят международный стандарт открытки: 90х140 мм, позднее, в 1925 г. - 105х148 мм. После вступления России во Всемирный почтовый союз на открытых письмах появились надписи на двух языках - русском и французском - "Всемирный почтовый союз. Россия".

В конце XIX века начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешевый вид почтового отправления. Тогда же зародилась и филокартия - коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек.

Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные), и документальные (фотооткрытки).

Оригинальные открытки специально выполняются художниками, которые заранее знают, для какой цели предназначается его рисунок или акварель. Это открытки - агитационные, поздравительные, юмористические, детские, рекламные и прочие.

Среди поздравительных, наиболее распространены были открытки, посвященные Рождеству, Пасхе и именинам ("С Днем Ангела!"). Первая рождественская открытка была создана английским художником Добсоном в 1794 году. На ней были изображены зимний пейзаж и семейная сценка у елки.

На документальных фотооткрытках запечатлевали пейзажи, панорамные виды, архитектурные сооружения и людей. Так, существовала целая серия "Типы России", где были показаны правители, старатели, лотошники, дворники, и прочие; а также - представители разных национальностей.

Среди первых русских издательств, обративших большое внимание на открытку - художественное издательство Евгениинской общины сестер милосердия Красного Креста (так называемая Община Св. Евгении), а также петербургское издательство А. Фельтена.

Первое издательство выпускало в большом количестве, как цветные, так и тоновые (одноцветные) открытки - репродукции с произведений русских и иностранных художников (Н. Н. Каразин, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Зичи, В. В. Мате), много портретных и видовых открыток. Всего до Октябрьской революции издательство выпустило около 6500 открыток на различные сюжеты, а некоторые, наиболее популярные выдерживали до 7 изданий.

Иной характер носили открытки издательства "А. Фельтен". Не ставя перед собой задачи массового выпуска открыток большими тиражами, издательство специализировалось на открытках-эстампах, исполненных офортом и представляющих собой подлинные произведения графического искусства. Так была создана большая серия офортов с шедевров мировой живописи, хранившихся в Эрмитаже, серия офортов, посвященных 200-летию Петербурга, и серия офортов "Женщины России", Основным исполнителем этих открыток был известный художник-гравер М. Рундальцев.

Помимо вышеуказанных организаций, выпуском открыток в России занимались многие, как крупные, так и мелкие издательства: "Ришар", "Русский музей", "А. Маковского и А. Лажечникова", "Любанского общества" (Петербург), фирмы: "Дациаро" (Москва), "Рассвет", "Новь" (Киев), "Ленц и Рудольф" (Рига) и другие.

В коллекции Миасского музея хранится 50 дореволюционных открыток разных тематик и издательств. Среди них: цветные художественные открытки компании Зингер, Я. А. Корницкого (Москва), Общины Св. Евгении (СПб); видовые цветные и тоновые документальные открытки издательств В. Л. Метенкова (Екатеринбург), П. В. Иванова (Челябинск), контрагентства А. С. Суворина и К°, фототипографии "Шерер, Набгольц и К°" (Москва); этнографические тоновые открытки из Польши; цветные и тоновые поздравительные открытки из Германии, Польши, издательств Акселя Элиассона, акционерного общества Гранбера (Стокгольм).

С 1924 г. в СССР к изданию открыток в широком масштабе приступило крупнейшее в то время издательство - Госиздат. Большей частью это были серии портретных и видовых открыток, посвященных развитию промышленности страны, Красной Армии, репродукционные открытки с картин, хранящихся в музеях и с произведений современных художников.

С 1925-26 годов к выпуску открыток приступают различные советские музеи (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей революции СССР), а также художественные общества - ассоциация художников революции, общество московских художников, объединение художников - реалистов и т. д.

Возобновляется выпуск праздничных открыток. Правда, это уже другие праздники - 1 мая, 7 ноября, День Конституции, 8 марта и прочие. Исторические события непременно находят свое отражение в открытках. Так рядом с Дедом Морозом и Снегурочкой можно увидеть космонавта, или летящий спутник над заснеженным Кремлем, или олимпийскую символику на открытках, выпускаемых в год Олимпиады в Москве, и прочее.

Широко выпускается портретная открытка отдельно и сериями. Это портреты путешественников, политических деятелей, писателей, художников, ученых. Особенной популярностью пользовались портреты артистов театра и кино.

В СССР ежегодно издавалось 7-8 тыс. различных открыток (сюжетов) общим тиражом 2.5-3.5 млрд. экземпляров (издательства Министерства связи СССР, "Изобразительное искусство", "Советский художник", "Планета", "Плакат", "Художник РСФСР", "Аврора", "Мистецтво" и др.).

Очень разнообразные открытки и по сей день играют роль в просвещении, пропаганде науки, культуры и искусства, в воспитании художественного вкуса, но самое главное, позволяют сохранять эпистолярный жанр в маленьком бумажном прямоугольнике.

Всего в фондах музея хранится более 500 открыток разного времени, и более 150 комплектов.

 






























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн