Миасский городской краеведческий музей
Фотографии

В переводе с греческого "фотография" означает светопись. Фотография - одно из величайших достижений XIX века. Но еще в 350 г. до нашей эры Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. По этому принципу была создана камера-обскура (небольшой ящичек с маленьким отверстием в одной стенке, наклонным зеркалом и полупрозрачным листом бумаги наверху) известным итальянским художником Леонардо да Винчи. Получаемое через отверстие изображение можно было зарисовать. Но само по себе оно не закреплялось. Со временем возникло желание закрепить это мимолетное явление - тень. Английский изобретатель Тальбот сделал первые негативные изображения на бумаге, пропитанной растворами хлорида натрия и нитрата серебра. Но изобретателем фотографии в подлинном смысле этого слова считается француз Дагер, который в 1839 году обнародовал массовый и доступный процесс закрепления изображения (дагеротипия) и получил возможность делать копии, правда по качеству напоминающие негативы.

С тех пор в фотографии изменилось многое. От выдержек в несколько минут при ярком солнце, фотографы смогли перейти к выдержкам в тысячные доли секунды. Громоздкие аппараты превратились в легкие переносные камеры.

В науке, технике для профессиональной фотографии нет ничего невозможного. Фотография стала цветной, объемной, мгновенной. Фотография родилась в "век пара", возмужала в "век электричества" и достигла больших высот в "эпоху атома".

Что дала фотография за полтора с лишним века своего существования? Возможность увидеть прошлое, именно увидеть, а не услышать рассказы о нем. Что может быть достовернее фотодокумента?! Возможность осознать настоящее, ведь часто именно через фотожурналистов формируется общественное мнение. Возможность ощутить прекрасное. Как искусство она не просто устояла в борьбе с другими видами искусств, но и создала свой язык, понятный миллионам ее поклонников. Фотография дает нам возможность увидеть портрет человечества, всегда оставаясь его современником.

Первой областью визуальной культуры, где фотография заняла свое особое место, историки считают фотопортрет.

В России искусство фотопортрета получило широкое развитие сразу же после обнародования дагеротипии. В 1840 г. в Москве появился первый художественный фотокабинет Грекова. Каждый снимок, сделанный в первых дагеротипных ателье, был уникален, существовал в одном экземпляре, легко подвергался механическим повреждениям, его нельзя было размножить. Такие изображения окантовывались в специальные инкрустированные рамки, помещались в специальные футляры. Десятилетие спустя, когда дагеротипия сменилась на негативно-позитивный процесс, портрет получил еще большее развитие. Стал более дешев, доступен, хотя технологически по-прежнему сложен. Именно к этому времени можно отнести и появление первых фотоателье в Миасском заводе. Уже не только состоятельные люди дворянского и купеческого сословия могли позволить себе сделать фотопортрет на память, но и простые мастеровые. Изобретение к концу века сухих стеклянных пластинок значительно упростило съемочный процесс. Число фотопавильонов в разных странах мира невероятно возросло.

Постепенно сформировались выдающиеся мастера фотопортрета. В семьях горожан и сельских жителей все чаще стали появляться альбомы семейных фотографий, непременная принадлежность быта той поры. Фотография стала сопровождать человека на протяжении всей жизни. Павильонный фотопортрет стал знаком памяти о близких.

Немало их дошло и до наших дней. Старый портрет может рассказать много любопытного о прошлом - о людях, их жизни, эстетике их быта. Можно уловить тенденции художественных исканий мастеров того времени. На что прежде всего обращаешь внимание, когда берешь в руки эти реликвии? На высочайшую культуру исполнения. Многим снимкам более 100 лет, они утратили первоначальную свежесть, выцвели, но и сегодня, пострадав от времени продолжают радовать глаз изяществом фоторисунка, пластикой светотональных переходов, вкусом, законченностью композиции, совершенством в передаче фактуры лиц и костюмов.

Среди первых фотографов не было дилетантов. Ателье чаще всего открывали крупнейшие художники-живописцы и скульпторы. Не случайно мастера с художественным образованием стали одними из тех фотографов России, которые представляли отечест­венную портретную светопись на международных выставках. В мире павильонного фотопортрета существовала жесткая конкуренция. Чтобы не потерять клиента, нужно было все время ориентироваться на лучшие образцы.

Как правило, подлинники отпечатывались на целлоидной бумаге и обрабатывались платиновым виражем. Изображения наклеены на паспарту из качественного плотного картона с тиснением и золотым обрезом, на оборотах паспарту фамилия авторов снимка или владельцев ателье. Указываются адреса фотозаведений. Непременное указание: "негативы хранятся". Паспарту украшено вензелями, изображением медалей, полученных за фотомастерство на всероссийских и международных выставках. Отпечатки выглядят нарядно и торжественно. Самыми впечатляющими выглядят портреты из коллекции фотографий семьи миасского аптекаря Ядвига Якобсона.

Несколько изменилась стилистика фотопортрета в начале XX века, когда в фотоателье стали приходить рабочие, крестьяне, солдаты, когда мастера пытались запечатлеть на память не только отдельных лиц или членов одной семьи, но и большие коллективы, иногда в несколько десятков человек, когда стал обиходным так называемый групповой портрет.

Большой интерес в коллекции фотографий Миасского музея представляют групповые фото: выпускники учебных заведений, драматические кружки, коллективы пилозубного (позже напилочного) завода, горбольницы, вольного пожарного общества.

Казалось бы, продукция фотоателье поставлена на конвейер, на поток. Но и тогда изобразительная культура бытового фотопортрета продолжала оставаться на довольно высоком уровне. Жаль, что, начиная с 20-х гг. XX в., традиции бытового фотопортрета стали постепенно затрачиваться.

В коллекции музея представлены все жанры фотографий: бытовые и репортажные, портретные, пейзажные и технические снимки, выполненные в разные годы профессиональными фотографами или любителями. Интересны пейзажные снимки окрестностей Миасского завода и фитографии архитектурных памятников.

В конце XIX в. в Миасском заводе существовало несколько фотомастерских: Шишкина Е. С., Межова Н. П., Кагана М. С., Аблина и др. Наиболее известны снимки уроженца Миасского завода, известного уральского фотографа В. Л. Метенкова. В коллекции музея его работы представлены серией "Уральские виды" и почтовыми открытками, с изображением исторических мест Миасского завода.

Но, к сожалению, в фондах музея хранится и много неопознанных фотографий. Семейные фотографии чаще всего бережно хранятся в домашних альбомах и пока живы люди, кому дороги изображенные на снимках лица, они не спешат с ними расставаться.

Чаще всего в музейные коллекции попадают либо фотографии из архивов известных людей, которые передаются осознанно, с целью сохранить память об известном и значимом человеке надолго в персональном фонде музея (это Морозов, Шалагинов, Макеев, Абрамова и т.д.), либо попадают неопознанные, найденные на чердаках или среди домашней утвари в домах, проданных наследниками чужим людям. Такие фотографии тоже интересны. Хотя бы тем, что они, не называя лиц, отражают эпоху. Как были одеты люди, чем они занимались, интерьеры домов, фотоателье, мастерских, промышленных предприятий - все это имеет очень большое значение для историков и музейных работников.

 






























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн