Миасский городской краеведческий музей
Каслинское литье
Лошади на воле

Одной из коллекций, хранящихся в фондах Миасского городского краеведческого музея, является коллекция чугунного художественного литья, выпускаемого на Каслинском и Кусинском заводах. Коллекция насчитывает более 40 экспонатов и включает как редкие образцы изделий XIX века, так и работы 1940-1980-х годов ХХ в.

Коллекция формировалась по двум направлениям: декоративно-прикладные изделия утилитарного назначения (пепельницы, лотки, рамки для фото, вазы, шкатулки и т.д.) и скульптура малых форм.

Пожалуй, самое интересное - это чугунные изделия, выполненные по моделям известных русских профессиональных скульпторов, представителей русского реалистического искусства второй половины XIX века. Это работы Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, П. К. Клодта, П. П. Забелло, Р. Р. Баха.

Собака

Талант скульпторов, блестящее знание пластики человека, анатомии животных позволяли такому тяжелому металлу, как чугун, чудесно превращаться в изящные произведения искусства. Создатели каслинской скульптуры великолепно понимали, что только ювелирная обработка маловыразительного чугуна и увлекательность жанровых ситуаций, близких и понятных широким народным кругам, позволяет достигнуть их творениям художественно-эстетической значимости. Их излюбленными сюжетами были сценки из крестьянской жизни и сюжеты на тему охоты, анималистический жанр. Создатели малой чугунной пластики словно перевоплощали бытовые сценки в занимательный рассказ-новеллу с многочисленными житейскими подробностями.

Блюдо ажур

В отдельный раздел можно выделить будничные предметы быта, украшения дома. Многие из этих предметов, несмотря на их заведомую непритязательность, можно с полным основанием причислить к произведениям искусства. Таковы например, работы П. Аникина чернильница "Партизаны в тылу врага", А. Чиркина часы "Мастер Данила и Медной Горы Хозяйка", чернильница "Дровосек за обедом в лесу", пепельница "Тюльпан", рамка для фотографии "Пшеничные колосья", работа Н. Баха пресс-бювар "Сломанное дерево, под ним куропатки", ажурное блюдо для визитных карточек на ножках в русском стиле работы Васенина и многое другое.

Подлинная слава и известность русского кабинетного литья из чугуна принадлежит отечественным скульпторам и высочайшему профессиональному мастерству каслинских и кусинских литейщиков, формовщиков и чеканщиков, проявившемуся в тонком понимании специфических особенностей материала. Как известно, приступая к работе над моделями известных русских скульпторов, уральские народные художники не просто копировали уже созданный пластический образ, а вносили в его трактовку много индивидуального, выражая свое отношение к изображаемому персонажу. Чеканка тонкого рисунка, выполняемая мастером, еще более усиливает характерность образа, выделяет его основные черты. На оборотной стороне многих вещей, словно визитная карточка, осталось на века, вписанные в строгий прямоугольник, имена формовщиков - Самойлин, Кобелев, Хорошенин, Тепляков, Торокин





























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн