Миасский городской краеведческий музей
Ткани

Музейные ткани - ценный исторический источник, помогающий воссоздать историю экономики, техники, декоративно-прикладного искусства, картину быта людей в определенные исторические периоды.

Музейная коллекция представляет  образцы одежды и тканей, бывших в употреблении у жителей Миасского завода конца XIX в.

Одежда - богатый, выразительный источник, как памятник материальной культуры, она всегда вызывает большой интерес. История одежды тесно связана с социальной историей, историей развития производства. Одежда указывает на этническую принадлежность ее владельца, отражает возрастные отличия, рассказывает о быте и художественном вкусе народа.

В определенные периоды развития общества можно наблюдать яркие отличия в костюме в зависимости от семейного положения, от назначения одежды, от профессии. Одежда дворянства, духовенства, крестьянства, мещанства, купечества, военного сословия имела резкие отличия, как в покрое, так и в применяемых тканях и украшениях.

Традиционная народная одежда стойко сохранялась в среде крестьянства до начала 20-х гг. XX в.

Купечество и мещанство носило одежду смешанного характера, сохраняя отчасти народные традиции (особенно в небольших провинциальных городах), отчасти следуя принятой в данное время моде.

Большой интерес представляет одежда рабочих. На этом материале можно проследить, насколько быстро изживалась в быту рабочих крестьянская одежда.

В музейной коллекции имеются образцы как русской, так и башкирской одежды, т.к. башкиры составляли значительную часть населения.

Из русской одежды представлены два сарафана: один повседневный, другой праздничный старообрядческий. Русский тип одежды, распространенный в Миасском заводе, соответствует одежде центральных областей России. Он был сохранен переселенцами из Тульской, Орловской, Пензенской и других губерний, которые и составляли основную массу населения Миасского завода.

Комплект одежды состоит из рубахи и длинного сарафана. Иногда под сарафан надевалась кофточка, вышитая или украшенная кружевами. Повседневный сарафан выполнен из плотного материала в клетку (пестряди), собран в крупные складки под грудью. Кофточка выполнена из фабричного полотна и украшена воротничком с защипами и фабричными кружевами.

Праздничный сарафан сохранился несколько хуже. Он выполнен из шелковой материи и украшен золотым позументом.

Непременным элементом женской одежды был платок. Платки носили хлопчатобумажные, украшенные набивным рисунком самых разных расцветок, шелковые, шерстяные, с кистями и без. Платки выпускались в основном в Подмосковье, в Павловом Посаде и носили их женщины по всей России. Богатство цвета, красивый цветочный орнамент платков могли украсить любую женщину.

Но женщины старались украсить и себя, и свои дома предметами, выполненными собственными руками, проявляя при этом удивительное трудолюбие и фантазию. В те далекие времена каждая девушка и женщина умела прясть, ткать, шить, вышивать, и собранные в музее экспонаты представляют результаты их творческого труда.

Умелые руки тянули кудель, скручивая льняную нить, ткали холстину для полотенец, покрывали домотканину сложнейшей вышивкой, используя при этом самые разные приемы. По-видимому, большой популярностью пользовались у жительниц Миасского завода гарусные скатерти. В музейной коллекции довольно много таких скатертей.

Технология их изготовления такова: по принципу рыбачьей плелась сетка из темных хлопчатобумажных ниток, а по ней вышивался рисунок (обычно цветочный орнамент) толстыми шерстяными нитками (легкая высококачественная шерсть) одного или нескольких цветов. В коллекции есть также скатерть, вышитая шелковыми кремовыми нитками по белой хлопчатобумажной сетке.

Широко в быту были распространены скатерти, вязаные крючком, а иногда и кусок простой фабричной ткани в руках умелой мастерицы превращался в нарядную скатерть, украшенную вышивкой крестом или самодельными кружевами.

Разнообразны по технике исполнения салфетки: вязаные крючком, плетеные на коклюшках, вышитые гладью, выполненные в технике "ришелье".

Непременным украшением дома были дорожки на мебель: ими украшались сундуки, комоды, посудники. Они также разнообразны по форме и технике исполнения. В XIX-XX вв. хозяйки любили украшать кровати подзорами. Кружева пришивались к простыне, или куску ткани, который стелили под матрац или перину. Один край ткани, обшитый подзором, выпускали из-под покрывала. Техника изготовления: кружево на коклюшках, вязаное крючком, ришелье или фабричное. Среди музейных экспонатов подзоры в основном выполнены крючком.

Нельзя обойти вниманием и такой предмет повседневного быта, как полотенце. Без него не могли обойтись ни в крестьянской избе, ни в зажиточном доме. В Миасском заводе население различалось по социальному составу, поэтому различны и употребляемые жителями предметы быта. В музее можно увидеть полотенца домотканые, украшенные наборным ткачеством, вышивкой, кружевами. На полотенцах вышивали инициалы владельца, дарственные надписи и пожелания. Такие полотенца готовили в приданое на свадьбу, ими украшали интерьер жилого помещения, чаще всего вешали над иконами. А в обиходе были в основном домотканые полотенца, украшенные несложным рисунком, либо вытканные из цветных ниток.

Коллекция музейных тканей богата и разнообразна по содержанию. Представленные в ней экспонаты отличаются яркостью, выразительностью, высоким художественным исполнением, при использовании их в экспозиции непременно привлекают внимание посетителей.

 






























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн