Миасский городской краеведческий музей
Вышивка и кружево

Настоящим украшением этнографической коллекции Миасского краеведческого музея являются подзоры, полотенца, скатерти и другие предметы, высокохудожественно и с любовью выполненные руками местных мастериц. Даже предметы, имеющие утилитарное назначение, становятся произведениями искусства благодаря таланту рукодельницы.

Вышивка и кружево издавна служили для украшения одежды, а также использовались в убранстве интерьера.

При создании вышивки и кружева используется один материал гибкая тонкая нить, льняная, хлопчатобумажная, шелковая или металлическая. Нить, соединяясь с тканью, образует на ее поверхности узоры - вышивку, а переплетение нитей без тканой основы образует узорное полотно - кружево.

Вышивка возникла раньше кружева, ещё в домонгольской Руси. При раскопках славянских курганов и поселений археологи встречают обрывки тканей со следами вышивки, которые дают возможность говорить о высоком мастерстве вышивания в те далекие времена. Первые упоминания о вышивке относятся к X - XII вв. В арсенале вышивки множество технических приемов: контурная вышивка русского севера, атласная гладь лицевого шитья, кованый шов золотых нитей.

В искусстве вышивки ярко проявилась творческая одаренность русского народа. Лицевое шитье по своему назначению и содержанию тесно связано с древнерусской живописью. Произведения лицевого шитья с изображением святых или сюжетными композициями на религиозные темы пелены, плащаницы и др. наряду с иконами, фресками украшали стены храмов, использовались как церковная утварь. Шитье исполнялось шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Обычно фоном для шитья служили западные и восточные привозные шелковые ткани: тафта, камка, атлас. В лицевом шитье древней Руси воплощен коллективный труд талантливых мастеров. Художник наносил контуры изображения на ткань. Словописец прорисовывал на ткани текст, сопровождающий основную композицию, а "травщик" наносил орнаментальные мотивы. От таланта вышивальщиц, их умения и опыта зависели художественные достоинства произведения.

Вышивки, выполненные золотыми и серебряными нитями представлены в Миасском музее отдельными фрагментами церковных облачений и церковной утвари.

Шитье золотной нитью в народном искусстве продолжает свое развитие в XIX - XX вв. в праздничных головных уборах и платках, в отделке крестьянской одежды.

Во второй половине XIX века вышивку применяют и на верхней одежде (накладными шнурами, аппликацией). В последней четверти XIX в. стала применяться машинная вышивка, которая была менее выразительна чем ручная. Но в народном крестьянском искусстве XIX века вышивка продолжает сохранять высокий художественный уровень. В музее она представлена изделиями и фрагментами шитья женских рубах, подзоров, столешников, полотенец и других предметов домашнего обихода.

Подзоры выполнялись своеобразной строчевой техникой по "дерганому холсту" или по специально выполненной сетке. Чаще всего это вышивка белыми нитками по белому фону.

В XVIII в. композиции этих вышивок носят в основном повествовательный характер, в них обнаруживается влияние фольклора и изобразительного искусства того времени. Вышивка XVIII в., украшавшая предметы крестьянского быта, почти не затронутого нововведениями Петра, развивалась в рамках русского самобытного искусства. Вышивка, бытовавшая в среде господствующих классов отражала общеевропейское направление моды.

В XIX в. в усадебном и городском быту появляются вышитые картинки с пейзажами и разнообразными темами, выполненные гладью и крестом на канве. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Но с изменением моды вышивка постепенно утрачивает ведущее место в декоре городской одежды. Она продолжает жить в убранстве интерьера. Появляются выпитые в разной технике ковры, картины, экраны и другие предметы. Различная вышивка применяется в украшении модных аксессуаров: сумочек, кошельков, записных книжек. Получает развитие вышивка бисером.

Для вышивки Урала характерно влияние тех мест, откуда появились здесь переселенцы - Тульской, Орловской, Пензенской и других центральных губерний России. В основном это геометрический орнамент прямолинейных форм. Комбинации простейших геометрических фигур давали безграничные возможности для создания новых и новых композиций.

Во второй половине XIX-начале XX вв. в вышивке распространяются изобразительные мотивы, вышивка становится многоцветной.

 

Кружево

Искусство плетения кружев возникло в Древней Руси позднее декоративного шитья. Трудно установить точное время появления кружева. Памятников ранее XVII в. не сохранилось.

Первоначально кружево, точнее "круживо", означало самые разные отделки, которыми обрамляли по краю одежду или какие-либо изделия. Только с течением времени слово "кружево" укрепилось за ажурными изделиями из ниток, выполненными техникой плетения и не имеющими тканой основы. Кружево плели, как правило, деревянными палочками, коклюшками по рисунку - сколу, который прикрепляли к специальной подушечке в форме валика. Такое кружево называется сколочным, кружево, плетенное без сколка, по числу переплетений - численным.

Существовали способы плетения кружев непрерывной полосой - полотнянкой, имеющей вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На повороте она сцепляется при помощи вязального крючка. Отсюда название кружева - сцепное. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками - сцепами, большие - фоновой решеткой из шнурков плетешков.

Парная техника плетения: отдельными мотивами одновременно с прозрачным ажурным фоном.

В XVIII в. наряду с золотосеребряным, широкое развитие получило нитяное кружево. А наряду с одиночными крепостными мастерицами в начале XIX века появляются первые кружевные мануфактуры.

На развитие орнамента русского народного кружева оказывали влияние более древние виды народного творчества - ткачество и вышивка. В геометрических узорах нитяного кружева встречаются традиционные мотивы этих видов искусств. Сюжетные мотивы в кружеве появились позднее.

Наиболее широкое растространение на Урале в XIX в. получило численное кружево. Оно, как правило, образовано из простых треугольников, прямоугольников, прямых и волнистых полос очень плотного плетения. Численное кружево выполняли из толстых суровых или белых льняных и хлопчатобумажных ниток. Численное кружево использовали только в крестьянской среде для отделки одежд из домотканых тканей.

В России во второй половине XIX в. появился новый вид кружев - гипюр. Его выплетали повсеместно. Для него использовали льняную и белую бумажную нить, шелковистую чёрную бумажную нить. Особенно модными в конце XIX - начале XX вв. были готовые изделия из русского кружева: лёгкие дамские пальто, платья, шарфы, накидки на подушки, салфетки. Чёрным шелковистым гипюром украшена дамская шляпка в коллекции музея.

Русское кружево отличалось национальным своеобразием, оригинальностью рисунка и наповторимостью стиля. Оно успешно выступало на международных выставках и успешно конкурировало с европейским.

Образцы вышивки и кружева, созданные многими поколениями мастериц, несут богатую информацию о своём времени. На основе богатых традиций развиваются и современные художественные промыслы.

 






























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн