Миасский городской краеведческий музей
Башкирский костюм

Одежда, помимо своего основного назначения - предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и другой принадлежности человека. Народная одежда связана с различными областями духовном жизни народа, включая эстетические и религиозно-магические представления.

Подразделение культуры на материальную и духовную часто условно, так как многие продукты человеческого труда являются одновременно результатом как духовной, так и физической деятельности. Одежда не только часть материальной культуры, но и явление, тесно связанное с историей народа, с его обычаями и обрядами. Внутреннее экономическое и культурное развитие народа вносит определенные изменения и в народный костюм. Однако вплоть до середины XIХ века сравнительно низкий уровень производительных сил, замкнутость и обособленность этнических групп способствовали консервации выработанных веками традиций.

Говоря о народном башкирском костюме в Миассе, надо учитывать историю заселения нашего края.

Южный Урал, Приуралье и Зауралье заселяется древнебашкирскими племенами не позднее IX-X вв. Миасский район никогда не был местом компактного поселения башкир. Здесь были их угодья, летние пастбища. По свидетельству "Летописи Миасского завода" по акту, заключенному в Исетской провинциальной Канцелярии Лугинин не только купил у Каратабынских башкир все закортомленные Мосоловым земли, но и в дополнение к ним - многие лесные, луговые и рудные места вверх по течению реки Миасс на 50-верстное расстояние, со всеми реками и ручьями, озерами, лугами, лесами и медными рудниками. Башкирам, в силу акта, дозволялась кочевка в проданных землях, с правом пользоваться в некоторых местах лесом и охотой на зверей, но право охоты, рыболовства и кочевки уничтожилось потом переходом земель вместе с заводом в казну, а башкиры переселились на другие места". Позже Миасс стал для многих башкир местом работы - на приисках, рудниках, заводах. Вместе с тем, благодаря удаленности от районов компактного проживания башкир, местный народный костюм сохранил некоторые самобытные черты, утраченные в других местах.

Первые письменные свидетельства о башкирской одежде относятся ко второй половине XVIII века и связаны с известными экспедициями Российской Академии наук под руководством П. Палласа, И. Георги, И. Лепехина. Специфика башкирской одежды XVIII века, ее характер говорят о том, что башкирский костюм в основе своей сложился под влиянием традиций, связанных со скотоводческими племенами. Так, при изготовлении одежды широко использовались домашние материалы преимущественно животного происхождения: овчины, конские шкуры, войлок и т.п.

Время знаменитых путешествий Палласа, Лепехина и Георги совпало с активизацией заводского строительства на Южном Урале. Одни за другим на речках вблизи рудных разработок вырастали чугунные, медеплавильные и железоделательное заводы. Так появился и Миасский завод. В этот период (конец XVIII века - начало XIХ вв. вслед за расширением экономических и культурных связей раннее обособленных башкирских племен началось быстрое накопление новых явлений в быту, основательно перестроившее старые народные традиции. Это не могло не затронуть и одежду.

С укреплением экономических связей промышленных районов Урала с центральными губерниями России усилился приток различных товаров фабричного производства. На многочисленных ярмарках и базарах самым распространенным эквивалентом в обмене на скот, кожи и меха были ткани. С середины XIХ века покупные ткани заняли прочное место в быту большинства башкирских семей, почти заменив домотканину.

Применение готовых материалов усилило цветовой колорит народной одежды, намного расширило возможности декоративного оформления костюма. Яркие покупные ткани использовались для одежды молодых женщин и девушек, но на протяжении XIХ века интенсивная цветовая гамма стала определяющей для основной массы башкир, захватив даже мужскую одежду.

Исторически, на протяжении столетий складывались сложные культурные взаимоотношения башкир со многими народами. Этому в большой мере способствовало расселение на башкирских землях татарского, чувашского, русского, марийского и другого населения. Все это накладывало отпечаток на быт и, конечно, одежду башкир.

Итак, как же выглядели миасские башкиры?

Башкирский костюмный комплекс, которым располагает Миасский краеведческий музей, далеко не полон, но все же дает представление о том, как одевалась башкирка. Коллекция башкирской одежды (в основном женской), украшений, утвари была приобретена в 1977 г. в окрестностях Миасса. По словам владельцев все эти предметы использовались в быту в конце XIХ - н. XХ веков.

Обычный женский костюм состоял, как правило, из платья, нагрудной повязки, широких штанов, заправленных в чулки или носки, короткой безрукавки или приталенного кафтана, туфель или сапог и соответствующего возрасту и семейному положению головного убора.

Женские платья были закрытой формы: с глухим воротом, длинным рукавом, широким, длиной до щиколоток, подолом. Неудивительно, что на каждое платье шло в среднем до 8 м. ткани. Платья шили отрезными в поясе, с туникообразным верхом и боковыми клиньями, прямыми рукавами и ластовицами  (часто из другого материала), небольшим стоячим или отложным воротником, с широкой прямой юбкой, собранной по талии в мелкую складку. Лишь некоторые детали различали башкирок разных мест. Так, платье, хранящееся в Миасском краеведческом музее, имеет спущенную на бедра линию талии, воротник-стойку, широкую оборку вокруг планки на груди, оборку по подолу, прямые рукава с манжетами, ластовицы из контрастной ткани. Такое изменение покроя платья связано, скорее всего, с взаимовлиянием двух культур, двух народов - башкир и тептярей, также проживавших в окрестностях Миасса. Подол платья, выше оборки, украшен вышивкой, тесьмой, полосками бархата. Иногда платье носило возрастные осо­бенности. Так, молодая женщина, девушка украсит его несколькими оборками, что, кстати, скроет от посторонних глаз ее фигуру - как положено по законам мусульманской веры, которые затем будут спарывать­ся по мере старения женщины.

Широкие шаровары (ыштан) отсутствует в фондах Миасского музея, но башкиры их, конечно, носили, делались они из белого или полосатого (в мелкую красную полоску) холста и полностью повторяли подобные мужские штаны.

Обязательной принадлежностью взрослой женщины была нагрудная повязка. Она представляла собой прямоугольною в несколько слоев ткань с загнутыми верхними углами. В одних районах она надевалась сразу после свадьбы, в других - после рождения первого ребенка, практически, при прямом, ничем не прикрытом разрезе на платье она являлась необходимым дополнением к нему, ее украшали вышивкой, нашивками из лент, разноцветных полосок материи, которые были видны в нагрудный разрез. В прошлом, помимо того, с нагрудной повязкой, точнее, с изображениями на ней, были связаны определенные представления о женской силе, стремление уберечься от сглаза, злого духа. Потому-то вышитый на повязках узор, заключавший в себе силу оберега, бывал преднамеренно усложнен и мало реалистичен, а поверх разноцветных лент нашивались монеты, камни в оправе, различные металлические украшения - своеобразные обереги и талисманы, позже, с появлением нагрудной планки, повязки потеряли практическое значение, что привело к их почти полному постепенному исчезновению уже к концу XIХ века.

Платье, штаны и нагрудные повязки у большинства башкирских женщин были одновременно и нательной и домашней одеждой. Не было резкой границы и между домашней и верхней одеждой, приталенная безрукавка (камзул) могла носиться и дома, и на улице. Такой камзол был принадлежностью и мужского, и женского костюма. Женская безрукавка декорировалась позументом, серебряными монетами.

Поверх камзола во время выполнения домашних работ повязывали ситцевые или домотканые передники. В Миасском краеведческом музее хранятся два вида передников. Наиболее древний - с небольшой грудкой и прямоугольным подолом, собранным у пояса в мелкие складки. Фартук украшен вышивкой и оборками, другой вид фартука - с широкой грудкой и спинкой, богато расшитый вышивкой по груди и подолу.

В любое время года, независимо от погоды, башкирские женщины носили одну и ту же обувь, "то были кожаные башмаки (ката), сапоги из сыромятной кожи с суконными голенищами или лапти. В Миассе носили чаще всего сарык (сапоги из кожи с суконными голенищами), украшая их аппликационным узором и вышивкой.

Женский наряд дополнял несложный головной убор. Чаще всего эго был светлый в мелкий цветочек или яркий красный платок, повязанный за два соседние угла - универсальный головной убор всех башкирских женщин. Но били уборы, строго подчеркивавшие определенное семейное положение женщины.

Замужние женщины носили покрывало кушъяулык. Это был двойной фабричный платок (красного цвета, как правило), по краям надо лбом он украшался вышивкой, монетами, позументом. Платок, хранящийся в Миасском краеведческом музее, имеет подбородник без монет, хотя они обычно нашивались на этот убор. Под платок надевали цветную (красную, синюю) головную повязку. Иногда под покрывало одевали небольшой колпачок, расшитый бисером. Обычай надевать под кушъяулык повязку или колпачок характерен для разных районов. Наличие и того, и другого в Миассе связано, видимо, с миграцией башкир, работавших на приисках.

Изменение в семейном положении женщины  отражается в ее головном уборе, в способе ношения головного убора. Обычай тщательно закрывать от мужчин лицо и фигуру был обязателен до 40-45 лет, к этому времени женщина часто становилась старшей в доме. С этих пор женщина меняла яркое громоздкое покрывало на небольшой платок или полотенцеобразный "тастар", не пряталась больше, выходя на улицу, под тяжелым суконным халатом. Но некоторые требования мусульманства продолжали быть обязательными. Так, женщина должна бала тщательно прятать волосы, для этой цели служили налобные повязки, украшенные позументом с шерстяной или серебряной бахромой, плотно облагавшие голову теплые шапки или просто квадрат цветной ткани, повязанный на лоб.

Девушки, как и у большинства народов, у башкир не носили платков и плотных палок. Во многих районах девушки надевали на голову ленту с нашитыми монетами и бисером. Косы украшали лентами, бисером, шерстяными нитками. Миасский музей хранит несколько косных украшений, отделанных серебряными монетами и пластинами. Монеты - достоинством в один рубль 1797-1850 гг.

В старину наряд башкирской женщины дополнял целый набор разнообразнейших украшений из кораллов, бисера, монет, серебряных подвесок. Это были массивные нагрудники, ожерелья из монет и ажурных блях, кольца, браслеты, серьги. В Миасском районе носили  нагрудные украшения "яга", это украшение представляет собой трапециевидную ткань, расшитую кораллами и монетами, с коралловой бахромой. Вверху к ней пришивалась часть в виде полукруглого воротника, которая и дала название нагруднику ("яга" - буквально "воротник"). Перед революцией большинство таких украшений стали редкостью. Нагрудники из серебра, стоившие по нескольку сот рублей подавались постепенно: срезались и продавались ажурные серебряные бляхи, монеты, кораллы. Старались как-то найти выход, заменяя подлинные кораллы поддельными, а серебряные монеты жестяными, медными пластинками или (на миасских нагрудниках) советскими монетами. Став редкостью, массивные украшения перестали быть дополнением к повседневной одежде. В обычные дни на башкирских женщинах можно было увидеть лишь мелкие ювелирные изделия: простой формы кольца, недорогие браслеты, серьги, косники с монетами.

Башкирский мужской костюм конца XIХ - начала XX вв. характерен сочетанием длиннополых просторных одежд с короткими одеждами, плотно охватывающими тело. В обычном домашнем костюме это, с одной стороны, широкие в шагу штаны или свободная длинная рубаха (которую носили навыпуск), с другой - легкая приталенная безрукавка или глухой кафтан. Большое разнообразие в одежду вносило употребление материалов различной фактуры (домотканина, фабричные ткани).

Повседневной одеждой мужчины были рубахи со стоячим воротником и нагрудной планкой, штаны и камзол. Поверх домашней одежды надевали халат - "елэн". Однако в Миассе башкиры чаще носили закрытый расклешенный кафтан кэзэки. Теплой одеждой служили шерстяные халаты и различные шубы. Верхнюю одежду подпоясывали шерстяным или матерчатым поясом. Обычай, корни которого уходят в ислам, запрещал взрослым башкирам ходить с непокрытой головой. В теплое время года не только дома, но и за его пределами мужчины надевали тюбетейки. Невысокая, с полусферическим верхом аккуратная шапочка хорошо гармонировала с плотно облегающими фигуру кафтанами, камзолами. К сожалению, Миасский краеведческий музей из всего мужского башкирского костюмного комплекса располагает только несколькими тюбетейками. Поэтому мы можем только предполагать, как выглядели миасские башкиры.

Башкирский костюм конца XIХ - начала XХ в. представляет собой результат развития народной одежды в течение целого ряда столетий. Он содержит в себе много традиционного, связанного с истоками банкирской истории. В то же время в нем зафиксированы те изменения, которые произошли в XVIII - XIХ в. под влиянием развивающихся капиталистических отношений. Это тем более справедливо для башкир, поживавших в Миасском районе, что эта часть населения жила в окружении русских, чувашей, мордвы. Таким образом, миасские башкиры сохранили некоторые самобытные черты в одежде (колпачок и кушъяулык, нагрудные украшения), частично утраченные в районах компактного проживания башкир. Однако в целом костюмный комплекс, конечно, претерпел большие изменения, связанные с изменением быта (окружение не башкир) и условий труда (работа на приисках, заводах) башкир.

 

Шакирова О. Б.,

библиограф ЦБС им. Ю. Либединского





























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн