Миасский городской краеведческий музей
Предметы искусства

Всю фондовую коллекцию предметов искусства Миасского музея условно можно подразделить на изделия из глины, дерева, камня и металла.

Глиняные изделия представлены круглыми декоративными барельефами ("Ленин", "Тамара") и панно ("Земляника"), а также вазами, украшенными скульптурным орнаментом - стеблями роз. Изготовлены они были первым директором Миасского краеведческого музея, художником Эммануилом Иосифовичем Мали.

Основу коллекции изделий из дерева составляют ларцы, шкатулки, вазы, украшенные геометрической резьбой и масляными миниатюрами, а также резные фигурки и композиции самобытного мастера - художника и резчика по дереву - Альберта Евгеньевича Валявина. Присущий мастеру веселый нрав стал характерной чертой и его творчества. В занятных резных композициях всегда присутствуют тихий, неуловимый юмор, добрая усмешка, а иногда и насмешка. Темой творчества Валявина служили простые люди Миасса, их труд, быт, нравы, поступки, в которых автор тонко подмечал характерное, смешное, занимательное ("Старые друзья", "У замочной скважины", "На рыбалке" и др.).

Один из старейших экспонатов, знакомый многим с детства - письменный прибор, изготовленный в конце XIX века. Выполненный в стиле абрамцево-кудринской резьбы, он всегда привлекает внимание необычными крышками для чернильниц - птичками с длинными носами-клювами.

Кроме того, в коллекции присутствует несколько резных картин  миасских художников и резчиков-любителей: "Прощание", "Комдив Чапаев", "Поединок" (Алексеев С. М.), "Филин", "Борец за свободу" (Шипилов Н. А.), и другие.

Особо выделяются работы учащихся, когда-то существовавшей в Миассе станции юных техников - Печерского Алексея и Рамазанова Рустама. Это деревянные макеты - "Терем с крыльцом", "Изба мастерового", "Мельница", "Часовня". Точность исполнения вплоть до мельчайших деталей, движущиеся крылья мельницы, открывающиеся двери, нехитрая миниатюрная мебель - все это всегда притягивает взгляды посетителей, не зависимо от возраста.

Изделия из камня представлены резным камнем и украшениями.

Из резных камней наиболее интересны: ваза-фруктовница на витой ножке, с растительным орнаментом в виде листьев и ягод смородины (гипс);  двенадцатигранник, который использовался как гадальный камень - псиф, выполненный из красной яшмы, на каждой грани которой, с помощью углубленной резьбы изображен знак зодиака; граненая аптекарская ступка с пестиком, выполненная неизвестным мастером из мягкого камня - хлорита. Из этого же камня выполнена урна - большая точеная ваза с крышкой, с резными ручками и плоским кольцевым узором, изготовленная Э. И. Мали.

Хранится в фондах музея и малахитовая шкатулка - один из примеров "русской мозаики". Раньше для произведений такого плана изготавливали форму из змеевика или мрамора, которая с помощью олова, или особой мастики с малахитовым порошком, оклеивалась тонкими плиточками малахита так, чтобы рисунок одной плитки совпадал с другой. Фондовая шкатулка имеет деревянную форму, на которой с сохранением всех правил техники изготовления "русской мозаики" показан малахитовый узор.

Печати являются одним из наиболее распространенных видов закрепления должностной или владельческой власти. Функции каменных или металлических печатей не менялись на протяжении тысячелетий. Столь же консервативными оказались и их формы. Наиболее древним и традиционным типом печати является цилиндр или плоская таблетка, с отверстиями, позволяющими подвижно закрепить ее на металлическом полукольце, которое можно было подвешивать на цепочку или носить в качестве перстня (нач. XVIII в.).

Следующий тип печатей представляет собой уплощенное, тяготеющее к кругу в плане, основание, с вертикальной ручкой простой геометрической формы (XVIII - нач. XIX вв.). Соотношение размеров ручки и матрицы могло быть самым разным. У таких печатей детали часто выполнялись из разных материалов: например, к деревянной ручке прикреплялась металлическая матрица.

Постепенно печати из функционального предмета превращаются в декоративный атрибут. Это в равной степени относится и к металлическим: медным, латунным или бронзовым печатям, ручки которых могли представлять собой декоративные завитки, кольца и даже фигурки людей (одна из печатей, хранящаяся в фондах музея имеет ручку в виде сидящего азиата).

На Урале для изготовления печатей использовали самые разнообразные камни. Большой популярность пользовались печати из прозрачного горного хрусталя или полупрозрачного дымчатого кварца (так называемые "сложнопризматические" печати). Такую же форму придавали печатям из пестрых яшм, агата, яркого родонита. Призмы из калканской яшмы или прозрачного хрусталя могли дополняться розетками акантовых листьев, расположенными в верхних частях печатей. В XIX веке тип призматической печати усложняется, на смену ручке в виде граненой призмы приходит скульптура. Появляются мастера гранильщики-печатники, изготавливающие ручки печатей; и резчики, наносящие рисунок на матрицу, создающие гемму с углубленным изображением - инталию (от итал. Intaglio - резьба).

Чтобы создать инталию, мастера пользовались несложными станками с вращающимися резцами или резали камень вручную. На матрицах каменных печатей, хранящихся в фондах Миасского краеведческого музея, инталии представлены инициалами и фамилиями жителей Миасского завода, а иногда целыми фразами, которые сопровождали миниатюрные изображения ("В. А.", "Н. К. Крюков", "Л. Б." и здесь же: "Я погибну, если ты меня оставишь", "Н. А. Аблин", "Н. В. Петров", "Ф. В. Векшин", "В. В. Юркин", "П. И. Зайцев", "Попов").

Украшения - составляют небольшую группу ювелирных изделий из камня и мельхиора, выполненные Юрием Лаврентьевичем Баскаевым. В старых художественных традициях создал мастер гривну, кулоны, серьги, броши, перстни и браслет со вставками из янтаря, агата, яшмы, чароита и лазурита, солнечного и лунного камня, в обрамлении металла с использованием ювелирных техник - чеканки и скани (комплекты "Уральская рапсодия", "Искорка", "Пламя", брошь "Дубок", гривна "Лето", кулон "Чародейка", и пр.).

Чеканка - получение рельефного изображения на листовом металле, выполняется ударами особым молотком чеканам, имеющим форму зубила с затупленной и закругленной рабочей кромкой. Чеканка, являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведется по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. В фондовой коллекции музея есть несколько работ современных мастеров - Башуна М. И., Гагарина Г. А., Соловьева Н. М., Шурыгина В, Голуб А., а также чеканное изделие первой половины XIX века (латунная 8-лучевая звезда, в центре которой на гладком круге - коронованный вензель "А"), и трофейная рюмка с чеканным японским орнаментом (драконы), взятая в окопе врага участником русско-японской войны Ф. Г. Сычевым.

Всего в коллекции предметов искусства - 120 экспонатов.

 






























@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн