Миасский городской краеведческий музей
Исторические и памятные места города

Памятные исторические места г. Миасса

 

Дом золотопромышленника Е.М. Симонова

В запрудной части старгорода среди частного сектора особенно выделяется архитектурный ансамбль усадьбы известного золотопромышленника Егора Митрофановича Симонова. Симонов купил этот участок под застройку в 1879 году у вдовы титулярного советника П. В. Чащихиной. Из старых построек он сохранил жилой дом с мезонином, построенный неизвестным архитектором из кирпича, фасад которого был украшен ажурным металлическим балконом. Подобные постройки были характерны для провинции того времени. В 1880-е годы было закончено строительство нового большого кирпичного дома в стиле эклектики. Очень красиво был оформлен его фасад: оштукатурен и окрашен под мрамор светло и темно-сиреневых оттенков.

На территории усадьбы размещались три здания. Между главным домом и домом с мезонином находилось небольшое кирпичное строение, скорее всего хозяйственного назначения. Во дворе был каретный сарай и золотоплавильня. За домом с мезонином был сад, и напротив Симоновского дома, на берегу пруда, тоже был городской сад, где в праздничные дни играл духовой оркестр вольного пожарного общества и устраивались народные гуляния.

После революции здания Симоновского комплекса были национализированы. Здесь в разные годы находились краеведческий музей, Златоустовский педагогический техникум, вспомогательная школа и другие учреждения.

С 1995 года в Симоновском доме вновь размещен краеведческий музей, организация, которая в силу своей специфики может сохранить здание, являющееся памятником истории и архитектуры и украшением исторической части города.

 

Плотина городского пруда

Самое первое сооружение, которое было построено на месте нынешнего города, это плотина городского пруда. Именно с нее началось строительство Миасского медеплавильного завода еще в 1776 году. Это было характерно для всех уральских заводов. Ведь для деятельности заводских механизмов использовалась движущая сила воды. Реки на Урале мелководны, и потому в самом узком месте их перегораживали, делали запруду и строили высокотехническое гидросооружение из дерева, глины и камня.

Первая плотина была построена и одобрена специалистами Берг-коллегии, группой Петра Резанова. Вскоре на Урале сложилась своя школа плотинных мастеров. В начале XIX века плотина была перестроена, укреплена. А в середине XIX века вновь потребовала перестройки, которую и произвел Василий Максимович Дунаев. При этом плотина была увеличена и немного изменила направление. На плотине действовала мельница, которую при условии ремонта и строительства плотины отдали в аренду В. М. Дунаеву. Лишь после 1861 года он смог ее выкупить. Эта плотина простояла дольше всего. Предпоследняя ее перестройка датируется 1948 годом, она была проведена под руководством инженера В. В. Северьянова. Недавно по инициативе Администрации Миасского городского округа из областного бюджета были выделены средства на ремонт плотины, который был осуществлён в 2011 году.

 

Площадь Труда

Именно отсюда начиналось строительство Миасского завода. Площадь была одновременно заводской, церковной и торговой, что характерно для большинства уральских заводов. Носила название Церковная, так как на этой площади была построена первая каменная церковь во имя святых Петра и Павла.

Первое из найденных упоминаний о строительстве церкви в Миасском заводе датируется 1808 годом. Это прошение священника Миасского завода Гавриила Амфитеатрова о построении каменной церкви, необходимость коего была обусловлена ростом заводского поселка и его населения. Строительство церкви началось в 1808 году, а построена и освящена она была в 1815 году. Церковь не раз перестраивалась, были пристроены приделы, а в 1825 году колокольня.

Петропавловский храм являлся не только украшением города, но также духовным и культурным центром. В 1887 году при церкви была открыта первая церковно-приходская школа, при ней же существовала библиотека духовной литературы. Вокруг Петропавловской церкви была ограда, по существующей традиции в ней производили захоронения священнослужителей. Известны их имена. Это отец и сын Максимовы, В. Т. Аманацкий - автор известного очерка о быте и нравах старого Миасса, который до сих пор хранится в архиве Географического общества в г. Петербурге, А. И. Малышев - первый протоиерей, благочинный округа, в бытность которого было построено около 20 храмов, открыты церковно-приходские школы.

Площадь все годы являлась центром Миасского завода. Именно здесь проходили торжества и церковные ходы, проводы воинов и сбор средств в пользу раненых, и многие другие важные события.

В настоящее время площадь Труда (так стала называться площадь в советское время) также является центром Южной части города. В январе 1924 года на площади Труда был заложен памятник В. И. Ленину, достроенный в 1925 году. Первоначально это был бюст работы Э. И. Мали. Устанавливался памятник по инициативе и на средства рабочих напилочного завода. Некоторое время памятник пролетарскому вождю сосуществовал рядом с Петропавловской церковью, но был расположен ближе к проходной завода. В 1936 году церковь разрушили, и памятник передвинули в центр площади. В 1947 году бюст заменили на гипсовую фигуру, от старого памятника осталось лишь гранитное основание.

 

Здание конторы Миасских золотых приисков

На площади Труда находится еще один исторический и архитектурный памятник - контора заводоуправления. Это здание было построено в 1820-е гг. Строилось первоначально как ножневая фабрика для Златоустовского оружейного завода. Но по назначению оно так и не использовалось, так как в 1923 г. в Миасской долине было найдено золото, и здание стало конторой Миасского завода и золотых промыслов. Его еще называли зданием присутственных мест, так как здесь находилась не только контора с управлением, но и бухгалтерские, писчие, горные столы, заводская школа для мальчиков, музеум, библиотека и другие учреждения.

Здание было построено в стиле зрелого классицизма: скромный первый этаж, центр украшен шестиколонным портиком, завершен трехъярусным аттиком, на котором располагался герб Российской империи. Более нарядным был второй этаж, украшения: двух видов сандрики - усеченные карнизы над окнами. Архитектор пока неизвестен.

В начале XX века здание стало конторой эвакуированного из Риги в Миасс сначала пилозубного, а позже напилочного завода.

 

Здание "Миассзолото"

Недалеко от площади Труда по улице Свердлова привлекает внимание нарядное здание, принадлежащее ОАО "Миассзолото". Это здание построено в конце XIX века в стиле эклектика с ярко выраженным украшением фасада лепниной, богато отделано кованым металлом, украшают его большой балкон с красивыми консолями и решетка парапета, выполненные известными кузнецами братьями Дорофеевыми. Дом был построен на средства золотопромышленника Жарова, который вкладывал свои деньги в строительство домов, а потом сдавал их в аренду.

Первоначально здание было арендовано купеческим клубом, а с 1895 г. здесь находилось Попечительство о народной трезвости. Председателем Попечительства был избран земский начальник В. М. Бармин, делопроизводителем нотариус С. Н. Иванов, он же казначеем. Членами ревизионного комитета протоиерей А. И. Малышев, В. И. Кузнецов, П. В. Дунаев и Н. М. Гудков. При попечительстве была создана изба-читальня, где проводились громкие чтения различной светской и религиозной литературы, чайная, оркестр духовых инструментов - все это должно было отвлекать народ от пагубной привычки.

 

Минарет

В конце XIX века в центре Миасского завода на улице Волостной муллой С.-Э. Башировым была открыта мечеть. Находилась она в деревянном здании, а на рубеже веков к мечети был пристроен каменный минарет, один из красивейших на Южном Урале - многогранная башня, на кубическом основании со срезанными углами, выразительно украшенным верхом башни. Украшал минарет и балкон, декорированный кованой решеткой, профильным карнизом, фризом с геометрическим рисунком. Венчал минарет купол шлемовидной формы со шпилем. Произведенная несколько лет назад частичная реставрация недостоверна.

При мечети была создана школа для мусульманских детей, просуществовавшая до 1920 года. Учителями в школе были родственники Баширова - его жена, дочь и зять. В 1921 году Баширов входил в благотворительный фонд помощи голодающим. Человек грамотный, начитанный (духовное образование получил в Казани, а светское в Сорбонне), он имел прекрасную библиотеку старинных книг и свитков. Им же в Миассе была создана типография, где печатались книги на арабском и русском языках, изготавливались канцелярские книги, переплетались книги и журналы.

Предположительно в 1925 году мечеть была закрыта. В настоящее время до сих пор решается вопрос о дальнейшей судьбе минарета.

 

Здание кинотеатра "Энергия"

В начале XX века по улице Златоустовской (ныне ул. Ленина), напротив своего жилого дома купец А. Ф. Бакакин начал строить здание для магазина. Революционные события и начавшаяся гражданская война не позволила использовать здание по назначению.

Построенное в стиле модерн здание приспособили под кинотеатр. Это было любимое место отдыха. Даже в годы Великой Отечественной войны кинотеатр работал в полную силу, на 600 мест. Здесь показывали кино, ставили спектакли, выступали местные и приезжие артисты. Особое внимание уделялось фронтовым кинохроникам, популярны были художественные фильмы, имеющие патриотическую направленность, в конце войны появились иностранные фильмы. Люди приходили в кино заранее, в фойе играл джаз-оркестр, пела солистка, можно было потанцевать. Перед фильмами часто выступали офицеры, проходившие в Миассе обучение, приезжали популярные комедийные артисты, иллюзионисты. Активная патриотическая деятельность кинотеатра поддерживала дух народа, его веру в победу.

В советское время в "Энергии" проходили различные просмотры, лектории, кинофестивали.

 

Дом купца А. Ф. Бакакина

Во второй половине XIX века на Златоустовской улице владельцем мельницы, купцом Василием Ильичем Кузнецовым был построен красивый особняк. Здание выделялось из общей застройки улицы, оно было самым большим и нарядным. Богатый декор фасада, высота здания - все это выгодно отличало его. О том, что здание строилось богатым человеком, говорит также большой участок усадьбы (в центральной части города дома обычно строились очень тесно). Очень удачно сочеталось оформление здания с общим декором усадьбы. Цокольный этаж плавно переходил в ограду сада, на которой располагалась богатая кованая металлическая решетка.

После смерти В. И. Кузнецова, его наследники отказались от торговли и продали дом троицкому купцу и золотопромышленнику Александру Федоровичу Бакакину, которому дом и принадлежал до 1917 года.

В советское время в этом особняке много лет размещался сначала уком, а затем горком партии и горисполком, детская поликлиника, кожный диспансер, а в конце 1970-х годов здание было передано городскому музею. На протяжении нескольких лет проводился ремонт и реставрация, были подведены коммуникации, восстановлен богатейший лепной декор помещений, но компетентная комиссия, оценив состояние дома, сделала неутешительный вывод: здание не выдержит экскурсионной нагрузки, и, таким образом, практически подписала этому памятнику архитектуры приговор.

В конце 1983 года решением Миасского горисполкома здание было передано УЖКХ. Этой организацией эксплуатировались только хозяйственные постройки и двор. Не было предпринято никаких мер, и оно варварски разрушалось: исчез камин каслинского литья, разрушены камины с лепниной и кафелем, сбит весь декор. И последнее разрушение - уничтожен каретный сарай во дворе, последний в Миассе датируемый серединой XIX века.

Еще долгие годы стоял бы он под дождями и ветрами, постепенно разрушаясь все больше и больше, если бы не строительная компания О. А. Баркова, которая выкупила особняк под офис, отремонтировала, отреставрировала и вернула ему вторую жизнь.

 

Городской дом культуры

Еще одно интересное здание принадлежало в Миасском заводе купцу Бакакину. Это здание современного ГДК, а в XIX веке - один из его магазинов. Построенное в стиле модерн, оно очень современно выглядело для своего времени: громадные окна без переплетов, богато украшенное лепниной, поддерживающие наличники консоли, резные двери, нарядное завершение здание - решетка с модерновым орнаментом. Очень характерная деталь для модерна - надпись "А. Ф. Бакакин".

После революции в здании разместился магазин золотоскупки. Окна были заложены, что изрядно испортило его внешний вид. С 1950-х годов здесь разместился Городской дом культуры.

 

Госпиталь

В 1842 году на выезде из Миасса в Златоуст (конец современной улицы Ленина) на средства Миасского золотопромышленного товарищества были построены каменные здания казарм для 300 солдат, несущих караульную службу на приисках. В комплексе построек выделялся новый госпиталь - красивое белое здание с колоннами, рассчитанное на 80 больных. Вокруг него был разбит большой сад. В отдельных флигелях располагались аптека и квартира врача.

Строительство здания госпиталя было начато в 1850 г., а закончено только к 1864 году. Архитектор - Ф. А. Тележников. В архитектуре зданий, построенных Ф. А. Тележниковым, прежде всего, привлекает внимание четкое композиционное построение, применение повторяющихся элементов в различных сочетаниях и скромность в обработке фасадов. Его постройки отличаются строгой геометричностью планов. Фасады почти всегда трактовались Тележниковым как единая плоскость с подчеркнутым входом и обрамленными окнами.

Госпиталь Миасского завода (ныне ПУ № 9) - это одноэтажное на невысоком цоколе здание, в плане П-образное, центр выделен шестиколонным портиком с трехступенчатым аттиком, а украшением стены являлись скромные сандрики под окнами.

С 1847 года Миасским госпиталем заведовал лекарь 3-ей степени, титулярный советник Н. И. Соколов, его помощником был Н. Я. Золотев. Врачи госпиталя следили за санитарным состояние поселков и даже за соблюдением техники безопасности в процессе работ. Они направляли ежегодные отчеты руководству Миасского золотопромышленного товарищества. С 1900 по 1906 год в госпитале работал врач Н. Л. Либединский - отец известного советского писателя Юрия Либединского. Во время русско-японской войны госпиталь был передан под лазарет раненых. С Дальнего Востока привозили раненых в Миасс для лечения.

Миасский госпиталь в годы первой мировой войны вновь работал, как лазарет для раненых, а в 1918 году в этом здании была устроена "питательная колония" для питерских детей. В 1920-е годы здесь находился лазарет для тифозных больных, затем фабрично-заводская школа. И далее здание использовалось лишь как учебный корпус для ремесленного училища, а затем - профессионально-технического училища № 9.

 

Старое кладбище при Свято-Троицкой церкви

Точная дата основания кладбища неизвестна, есть данные о существовании его с 1840-х гг. Первоначально при кладбище существовала часовня для проведения обряда отпевания, и лишь много позже построена Свято-Троицкая церковь.

На этом кладбище захоронено много известных людей. В XIX веке - это горные инженеры и благотворители Романовские; горный инженер, первооткрыватель Челябинского каменноугольного бассейна, смотритель на Каскиновском и Мулдакакевском рудниках, бергмейстер Миасских золотых промыслов И. И. Редикорцев-старший, купцы Кузнецовы, Беляевы, родители золотопромышленника Е. М. Симонова, семьи священнослужителей. В советское время на этом кладбище захоронены герой Советского союза М. Кушнов, известные врачи Г. К. Маврицкий, В. П. Кленков, писатель В. Р. Гравишкис и другие.

 

Свято-Троицкая церковь

В 1887 году была заложена, а в 1889 году освящена Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Первоначальная мысль о сооружении кладбищенского храма, проявлявшаяся еще в шестидесятых годах, не осуществилась, по причине приведения в исполнения другого события - строительства Александро-Невского храма. Но позже появилась возможность, и настало время соорудить храм, необходимый для кладбища.

Построен храм был на средства миасского купечества: Николая и Александра Беляевых, Михаила Популовского и Егора Симонова, А. Романовского, Г. Мозжухина, М. Орефьева, П. Дунаева, А. Маклакова, М. Шишкина и др. Непосредственным исполнителем работ был крестьянин Нижегородской губернии Петр Сараев.

Храм получил название Свято-Троицкий. Главным деятелем строительстве кладбищенского храма был купец Николай Федорович Беляев. Он распоряжался производством работ и лично делал в Москве заказ иконостаса и покупку утвари на свои средства. При небольших размерах, церковь отличалась прочностью и изяществом постройки. Стены внутри и снаружи были окрашены масляной краской. Главы покрыты белым английским железом, пол алтаря, солея и амвон выложены плитами серого мрамора, иконостас сделан из цельного полированного дуба, с мелкою резьбою, сделанный в московской мастерской г. Ахапкина, иконы выполнены московским художником Маловым и уфимским Шипилевым.

На строительство церкви и на утварь было потрачено двенадцать с половиной тысяч рублей серебром. 17 августа 1896 г. была произведена закладка колокольни при Троицкой кладбищенской церкви на средства благотворительниц Лидии и Надежды Романовских, пожертвовавших 3000 р. Свято-Троицкая церковь в то время имела узкое назначение: в ней проводили обряд отпевания. Наверно поэтому она и сохранилась до сих пор, единственная из всех 24 церквей Миасского округа.

 

Могила Акмуллы

Башкирский поэт-просветитель Акмулла сыграл важную роль в развитии башкирской письменной литературы. Он прославился как остроумный поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей.

С Миассом связано трагическое событие его жизни. В 1895 году после пребывания у муллы Баширова по дороге в Уфу жизнь поэта-путника трагически обрывается. Он был убит, тело его было привезено в Миасс и с почестями похоронено на башкирском кладбище нашего города. В последний путь провожали поэта Салахетдин Баширов, Шайхетдин и Ислам Камаловы и другие просвещенные люди из местных башкир.

На мусульманском кладбище на выезде из Миасса перед железнодорожной веткой на Учалы и находится могила известного башкирского просветителя.

 

Железнодорожный вокзал станции Миасс-1

13 апреля 1891 года начались работы на линии Златоуст-Миасс Самаро-Златоустовской железной дороги, проходившей в 4 верстах от Миасского завода. А 25 ноября 1892 года произошло официальное открытие железнодорожной линии от г. Златоуста до г. Челябинска. По прибытии первого поезда на ст. Миасс собрались некоторые члены миасского общества. С этого дня началось ежедневное движение товарно-пассажирских поездов прибывающих из Златоуста в Миасс.

Первоначально здание вокзала было деревянным. В начале XX века было построено новое здание из чашковского крупнозернистого гранита в стиле модерн. Это здание несколько отличалось от обычных для того времени: несимметричная постройка, вход сдвинут, благодаря чему читается внутренняя планировка. Было время, когда здание вокзала побелили, но потом вновь вернули ему первоначальный вид.

 

Памятник Ленину в Ильменском заповеднике

Всем жителям Миасса и его гостям хорошо известна скульптура В. И. Ленина на территории Ильменского государственного заповедника. Двухметровая фигура пролетарского вождя на пьедестале из миаскита привлекает внимание и пассажиров поездов, и тех, кто едет по шоссе Миасс - Чебаркуль.

Памятник установлен в Ильменском заповеднике в 1940 году в связи с 20-ти летием заповедника и Декретом СНК от 16 мая 1940 года о присвоении заповеднику имени В. И. Ленина. Проектировал памятник сотрудник заповедника А. А. Скаруцкий, скульптор С. Д. Меркуров. На мемориальной доске из нержавеющей стали воспроизведен текст декрета об образовании государственного Ильменского заповедника.

Когда в заповеднике были построены белые здания лабораторного корпуса и музея, памятник перестал вписываться в новый архитектурный ансамбль. Весной и летом 1985 года была проведена подготовительная работа по перемещению его ближе к новым зданиям. Так памятник занял свое нынешнее место, на несколько десятков метров выше прежнего. От шоссе к нему ведет широкая лестница.

 

Мемориал "Скорбящая мать"

В суровые годы Великой Отечественной войны более 15 тысяч миасцев ушли на фронт. Многие стали добровольцами при формировании Уральского добровольческого танкового корпуса. Прошла война, наступил долгожданный День Победы. Более пяти тысяч миасцев не вернулись с полей сражений.

Чтобы увековечить память о погибших в 1967 году на бульваре Мира в центральной части города был открыт памятник миасцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник представлял собой первоначально 15-ти метровый бетонный параллелепипед с высеченным на нем контуром воина. Скульптурная часть памятника - скорбящая мать. Авторами памятника являются скульпторы В. П. Чертовиков, Е. И. Макаров. Позднее он был перестроен. Фигура скорбящей матери перенесена ближе к ул. Романенко, перед ней установлен вечный огонь, а с двух сторон полукругом - мраморные плиты с именами погибших.

 

Памятник первому автомобилю

30 ноября 1941 года Государственным комитетом обороны был издан приказ об организации в Миассе автомоторного и литейного производств. По решению Государственного комитета обороны от 14 февраля 1943 завод был преобразован в автомобильный.

Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошел с конвейера 8 июля 1944 года. У автомобиля были деревянная кабина и сварные гнутые крылья. В то время они являлись лучшими отечественными автомобилями этого класса. 20 июля 1944 года первая партия автомобилей была отправлена на фронт, а 30 сентября 1944 года с конвейера уже сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей.

Уральские автомобили, поступавшие на фронт во все возрастающем количестве, сыграли свою роль в разгроме гитлеровских захватчиков. На шасси миасских автомобилей устанавливались прославленные "катюши". За годы войны с главного конвейера сошло около12,5 тысяч автомобилей. Монумент первому автомобилю установлен на Предзаводской площади 8 июля 1985 г.

 

 

Памятники революции и Гражданской войны

 

Площадь Революции

Первые памятники в честь революционных событий в Миассе были установлены сразу после изгнания колчаковцев 17 июля 1919 года г. Миасс (в то время еще Миасский завод) был освобожден от колчаковцев войсками. Пятой армии под командованием М. Н. Тухачевского. А 19-го июля состоялось захоронение останков людей, погибших во время бело-чешского мятежа. Местом захоронения была выбрана площадь при въезде в город со стороны вокзала, рядом с территорией городской больницы.

Эту площадь назвали именем Октябрьской революции. Здесь на братской могиле стоит памятник активным борцам за советскую власть в Миассе. Долгое время на мраморной доске значилось 40 фамилий жертв контрреволюции, позже были установлены имена еще 57 человек.

Каждый год в день освобождения города от белогвардейцев на братском кладбище собираются те, кому дороги идеалы революции, чтобы почтить память погибших за эти идеалы миасцев. До Великой Отечественной войны именно здесь проходили торжества 1-го мая и 7-го ноября. Ниже обелиска устанавливалась деревянная трибуна, и жители города приходили отметить знаменательные даты. Колонны демонстрантов формировались на площади Труда. Затем под звуки духового оркестра шли по ул. Пролетарской, через Шадринский мост, по Советской улице на площадь Революции. Шествие возглавляли руководители города, с трибуны произносили речи, играли гимн Советского союза, гремел троекратный салют. Прежний памятник на братской могиле разрушился, устарел, и к юбилею Октябрьской революции в 1957 году был заменен на новый по проекту архитектора В. Ипатова, - бетонный, облицованный мрамором, установленный на высоком постаменте. Рядом с обелиском была установлена большая мраморная плита, которая гласила: "Здесь похоронены в 1918-1920 гг. 40 революционеров, жертв белогвардейского террора" и перечислены их имена.

К 60-летию Советской власти памятник вновь перестроили, и он приобрел современный вид: восьмиметровый обелиск, облицованный магнезитовыми плитами, на мемориальной доске выгравированы имена погибших. Сейчас он находится в плачевном состоянии: украдена чугунная решетка ограды, разбиты и украдены мраморные плиты облицовки основания обелиска.

 

Памятник на Чашковской горе

17 июля 1919 года - после бело-чешского мятежа была восстановлена Советская власть в Миассе. Памятник, связанный с событиями тех лет, установлен на Чашковских горах в районе пер. Широкого. Здесь происходило последнее сражение Гражданской войны, в котором победу одержали части Красной армии.

В ноябре 1918 года на Южном Урале установилась военная диктатура Колчака. В конце июня 1919 г. Красная Армия перешла в наступление на Южном Урале. Здесь действовали части 5-й армии под командованием М. Н. Тухачевского. 15 июля красные полки подошли к Миассу, но фронтальная атака была безуспешной, белые удерживались на хорошо укрепленном Чашковском хребтом. Взять укрепления белых помогли рабочие напилочного завода Н. Торбеев и С. Байдин, которые провели красноармейцев в тыл врага.

17 июля 1919 г. в Миассе вновь установилась Советская власть. Памятник был сооружен к 50-летию ленинского комсомола, комсомольцами ГПТУ № 38. Открытие состоялось в 1968 г.. Мемориальная надпись на памятнике гласит: "Здесь на Чашковских горах 17 июля 1919 года частями Красной Армии были разбиты колчаковские войска. Миасс стал навсегда советским городом".

 

Памятник на горе Моховой

Памятник посвящен героям, павшим на г. Моховой за освобождение Миасса от белогвардейцев. Текст надписи: "Здесь на горе Моховой 1 июня 1918 года проходил бой красногвардейского отряда с белогвардейцами. Вечная память павшим в борьбе с контрреволюцией".

 

Памятник 96-ти карабашским рабочим

Недалеко от нашего города по дороге на оз. Тургояк находится известный всем памятник 96-ти карабашским рабочим. Существует давняя традиция среди молодоженов - посещать этот памятник, отдавая дань памяти погибшим здесь людям. А вот как это было, знают уже не все.

В июне-июле 1918 года во многих городах Южного Урала происходили ожесточенные бои между красно- и белогвардейцами. В Карабаше власть белогвардейцев утвердилась 11 июня 1918 года. В город ворвалась сотня поручика Глинского и начала расправу. Был издан приказ об аресте всех активных сторонников советской власти. В 20-х числах июня в Карабаш прибыл карательный отряд. Начались массовые аресты. Аресту подверглись 96 человек. Среди них зам. председателя Карабашского Совета В. М. Тетерин, члены совета, активисты, красногвардейцы и ряд рабочих, хранивших оружие. Сутками велись допросы, пытки. Каратели объявили, что арестованных отправят в Челябинск через Миасс. Их построили в колонны, окружили тесным кольцом и повели на станцию.

Арестованных вели, подгоняя плетками, кто не мог идти - волочили по земле, привязав к седлам. В таких условиях арестованные прошли 35 км и остановились недалеко от оз. Тургояк. Здесь находился законсервированный рудник с двумя бараками, где арестованные провели две ночи. А затем перепившиеся каратели стали уводить их группами в соседний лес, где находились две заброшенные шахты. Казаки подводили к краю шахты по два-три человека и рубили их саблями. Некоторые обреченные на смерть сами бросались в шахты. Заполнив телами убитых шахты, каратели забросали их камнями. Стоны из шахт, как рассказывал сторож бараков, слышны были несколько дней.

После освобождения Карабаша в 1919 году останки рабочих были перезахоронены. А на месте гибели установлен гранитный обелиск.















@ WEB Miass.ru
разработка и дизайн